"Делиться чаем с незваными гостями, делиться знанием с запутавшимися, делиться радостью с близкими, делиться состраданием с борющимися, делиться помощью с нуждающимися, делиться благодарностью с дарующими, делиться любовью с теми, кто окружает"
Я люблю делиться, делиться тем немногим, что у меня есть. Так лучше живется, так легче живется. Очень часто люди воспринимают доброту превратно, потому что от нее мы все отвыкли. Но я, пожалуй, продолжу.
И, пожалуйста, читайте мою подругу, она отлично пишет. Дашунь, люблю тебя. «Культурный код жадин»
============================
Мир принято разделять на три части: страны первого Мира, второго и третьего. Принято у тех, кто себя странами первого Мира и именует. Изначально заложенный индивидуализм дает о себе знать во всех проявлениях, в культурных практиках также. Такой подход, когда каждый сам за себя и отстаивает только свои интересы, можно легко оправдать. Более того, убеждением в правильности жить именно так несложно заразиться.
Мне же, с мелкой высоты своего невысокого полета и небольшого, но разного опыта общений с представителями других стран, больше свойственна дифференциация культур, в практики которых заложено делиться, и, в противоположность им, на те, где делиться не принято.
Общаясь с американскими студентами, моим первым наблюдением было то, что у них не принято делиться едой. С одной стороны, ничего особенного: если в компании друзей ты достаешь из кармана жвачку, чтобы «отстегнуть» себе две подушечки «как в рекламе», неловко будет не предложить другим. То же самое и с орешками, и с конфетками, с печеньем и фруктами. Дело даже не в наименовании съестного продукта, а в качестве этого самого чувства «неловкости», которое мы испытываем, запихивая кусок сласти себе в рот в одиночку. Жадин не приветствуют - так нам внушали еще в детской песочнице. У американских студентов и моих знакомых европейцев (в основном, из стран Северной Европы) этого тонкого чувства, которому пока не дано точного названия, я не наблюдала. Напротив, они всегда выражали легкое удивление, интеллигентно отказываясь от предложенного мною «карманного снека».
В Латинской Америке с такой детсадовской привычкой мне было куда проще: само распитие знаменитого южноамериканского матэ несет в себе культурный код «радости делиться». Матэ переходит по кругу, все используют одну и ту же бомбишу (трубочку для распития матэ), тем самым негласно доверяя друг другу. Сладости для матэ также выносятся на общий стол.
Этот вопрос больше принято рассматривать как субтему гостеприимства в культуре, но само гостеприимство без такого деления также не изучить. Тем более что нормативно принятое отношение интровертная культура и культура экстровертная в этом ключе полностью меняет свою позицию на противоположную: грубое наименование культур Востока больше представляется экстровертным, нежели западная культура.
Немки, с которыми мне довелось работать, только спустя четыре месяца в Петербурге, поняли смысл моего несвоевременно раннего приглашения на чай. С одной стороны, нет ничего предосудительного в том, что некая система создала все условия для индивидуалистического отношения к жизни в определенной стране: любое действие несет в себе ментальное целеполагание. Но с другой стороны, такое целеполагание всегда базируется на неизменных этических законах. Этика, между делом говоря, - вещь сугубо религиозная, будь она атеистическая или медицинская. Основные этические заповеди - общечеловеческие, межкультурные. Человек в принципе совершает действия, которые ведут его к свету. По крайней мере, он может это оправдать, даже если фактически он в тоннеле заплутал.
Дифференциация культур на те, в чьих практиках принято делиться, а в чьих - нет, несет в себе радость разделять лучшее, радость от дарения, радость делиться радостью, будь то даже горький матэ. Привычка отдавать облегчает путь к любви дарующей. Мифы о страстных латиноамериканцах и самоотверженных русских женщинах в реальном воплощении берут свое начало именно в традиции делиться с теми, с кем хочется поделиться самым лучшим.
Я видела людей, которые делятся. Я видела людей, у которых делиться не принято. Я видела людей, которые делятся только будучи уверенным в том, что ты поделишься с ними чем-то взамен. Это не умаляет их личностных качеств и заслуг, я гипертрофирую небольшие наблюдения в целый культурный код. Без скрытой пропаганды ксенофобии, но с агитацией делиться. Делиться чаем с незванными гостями, делиться знанием с запутавшимися, делиться радостью с близкими, делиться состраданием с борющимися, делиться помощью с нуждающимися, делиться благодарностью с дарующими, делиться любовью с теми, кто окружает.